Знаете ли вы, что в г. Ставрополе родился и жил крупный мыслитель, публицист, литературный критик, исследователь народной жизни, стоявший у истоков основания знаменитой серии «Жизнь замечательных людей» — Яков Васильевич Абрамов (1858-1906)?

Его деятельность высоко ценили Лев Толстой и Салтыков-Щедрин. Книги Абрамова с большим успехом демонстрировались на Всемирной Парижской выставке 1889 года. 
Имя Якова Абрамова, долгое время остававшееся незаслуженно забытым, лишь недавно получило широкую известность благодаря большой исследовательской работе ученых Северо-Кавказского федерального университета. 
В своем литературном творчестве Абрамов затрагивал весь спектр проблем русской жизни: первый сборник рассказов «В поисках за правдой», посвященный изображению современности, времени власти денег, распада крестьянской общины, процесса обнищания деревни, утраты нравственных понятий, – был уничтожен по распоряжению цензуры прямо в типографии. Чудом сохранившийся единственный экземпляр этой книги хранится в фонде редкой книги Российской национальной библиотеки. Многие художественные произведения писателя – рассказы «Бабушка-генеральша», «Неожиданная встреча», «В степи», «Ищущий правды», «Механик», «Корова», «Как мелентьевцы искали воли», «Среди сектантов», «Хлудовщина» и другие – написаны на ставропольском материале. А в его публицистических работах предметом серьезного анализа становятся образование, культура, народные библиотеки, финансовая система, экономика, сельское хозяйство, государственное устройство, работа земских учреждений, положение горских народов Северного Кавказа. 

Яков Абрамов был замечательным мыслителем, поборник мирного, постепенного прогресса страны, который выступал с идеей солидарности всех народов. В литературе и публицистике его именем названо целое течение либеральной интеллигенции — «Абрамовщина» или Теория Абрамова — «теория малых дел», которая противопоставлялась теории больших дел, революционных свершений, призывала к народничеству, к сосредоточению внимания и энергии на «малых делах», на «тихой культурной работе»: идти в «народ», в земские врачи, учительствовать и т. п. 
Теория «Абрамова» в конце XIX — начала XX века пользовалась большим успехом.