Бывшая «Варварка», а ныне улица Спартака, — одна из самых коротких в Ставрополе. Ее длина составляет всего 375 метров.
Впрочем, полтора века назад она была и не улицей вовсе, а площадью. Варваринской площадью, очертания которой несложно себе представить, если соединить по периметру границы нынешних улиц Розы Люксембург, Комсомольской, Голенева и Спартака. В свою очередь площадь получила название из-за Варваринского кладбища. Захоронения на нем начали появляться с момента возникновения крепости. Последний приют наряду с первопоселенцами находили воины, погибшие во время Кавказской войны, декабристы, сосланные на Кавказ. На этом же кладбище упокоились представители славных родов купцов Алафузовых, Волобуевых, Плотниковых, Стасенковых и других горожан, внесших заметный вклад в развитие всей губернии. Хоронить на Варварском кладбище перестали еще до революции, и какое-то время погост содержался в порядке. Но после оккупации в годы Великой Отечественной территорию отдали под огороды. Позже она и вовсе оказалась застроена многоэтажками и административными зданиями. Так погост оказался предан забвению.
Во второй половине 30-х оказалась снесена и красивейшая Варваринская церковь, построенная в 1849 году на месте нынешнего строительного техникума. Сейчас на этом месте воздвигнута часовня. Пивоваренный завод, и сегодня расположенный на улице Спартака, — также исторический объект. Он был основан в 1888 году выходцем из Австрии, предпринимателем Антоном Груби, а в 1906 году был значительно расширен. Собственная усадьба Груби находилась выше, примерно на углу нынешних улиц Спартака и Р. Люксембург.
Достопримечательность улицы – дом № 11. Трудно не залюбоваться старинным особняком из красного кирпича с парадной резной двухстворчатой дверью из мореного дуба. Ведущий археограф краевого Госархива Елена Громова полагает, что дом принадлежал судебному следователю 2-го участка Ставропольского окружного суда, статскому советнику, выходцу из дворян Тамбовской губернии Михаилу Владимировичу Неклюдову. Как сложилась его судьба, и при каких обстоятельствах ему пришлось расстаться со своей недвижимостью, неизвестно.