29 ноября 2019 года на базе Многопрофильного техникума имени казачьего генерала С. С. Николаева г. Михайловска состоялась
краевая научно-практическая конференция «I Атаманские Николаевские чтения», посвященная 230-летию со дня рождения Степана Степановича Николаева – наказного атамана Кавказского линейного казачьего войска. Участниками мероприятия стали 100 человек.
В Чтениях приняли участие представители органов краевой и муниципальной власти, общественных организаций, священнослужители, школьники, студенты средних и высших учебных заведений, сотрудники музеев, краеведы, преподаватели, казаки.
Работа конференции проходила по четырем секциям: «Степан Степанович Николаев – наказной атаман КЛКВ»,«Наша малая Родина», «Казаки в общественно-культурной и научной сферах России», «Казачья педагогика: история и современность». Участники изучили историю жизни Степана Николаева, атаманов Терского казачьего войска, раскрыли историю старинных казачьих семей станицы Михайловской, поговорили об известных кавказских казаках-просветителях, ученых, предпринимателях, обсудили роль казаков в духовном и патриотическом воспитании современной молодежи.
В конференции приняли участие члены проектной команды «История Ставрополья в лицах». Так, руководитель проекта Яна Бокова, выступила с докладом о жизни и творчестве ставропольского поэта, «казачьего Пушкина» В. В. Ходарева.
Все участники «Николаевских чтений» были награждены дипломами и раздаточным материалом, предоставленным проектом «История Ставрополья в лицах» при поддержке Фонда президентских грантов.
Проект История Ставрополья в лицах реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Диодор Сицилийский говорит, что сарматы вышли из Мидии. Их переселили на Дон скифы. Но почему же греки их не называли мидийцами, а сарматами или савроматами? Венелин искал в греческом языке корень этого слова и производил слово сармат от ящероглазый. Другие слово это производили от персидских сар — господин, голова и мада — женщина, от господства будто бы у этого народа женщин. Проф. Страсбург, ун. Ф. Г. Бергман (1860) слово сарматы переводит людисевера , от Shauro — север и mates — люди (мидийское mat и древнее mant). Но по отношению к какому же народу они были северянами — трудно сказать. По древнему писанию, они жили у истоков Инда, затем южнее Мидии, а во времена Геродота в нынешнем Задонье. Как они назывались в древности, мы не знаем, но только нам известно, что этим именем их назвал Геродот в V в. до Р.Х., а за ним стали повторять эти названия и все греческие историки. Следовательно, приведенные мнения являются ошибочными. Первоначальные сношения греков со скифами были на путях торговли. Известно, что на ярмарках спрашивают купцов и промышленников по товару, а не по стране, в которой они живут, и не по цвету и быстроте их глаз. Греки спрашивали, приехали ли кожевники (сыромятники), лунтайники, малахайники, рыбники и др. Скифы, как скотоводы, в большом количестве производили сыромятные кожи и продавали их грекам. Этот товар составлял одну из главнейших ветвей торговли. Вот почему греки и римляне, несмотря на постоянные войны с сарматами, всегда оказывали им предпочтение пред другими соседними народами и старались переселять их в свои владения, даже пленных не продавали в рабство, а пристраивали к излюбленному их ремеслу. Если принять это в основание, то нам будет ясно, почему древние историки писали скифы-сарматы, венеды-сарматы, алане-сарматы и проч. Фракийцы также имели сыромятников, которых греки называли ?aurmatal. Во многих местах Малороссии и теперь называют сыромятников — сырмате и кожемяте. Греки не выговаривают звука Ы и потому писали сармата, сурмата и саурмата — Saurmatai.