Алексей Петрович Ермолов (1777-1861) — герой Отечественной войны 1812 года, участник драматических кавказских баталий, генерал от инфантерии и артиллерии, опальный сановник, неукротимый либерал.

Алексей Петрович Ермолов, один из выдающихся военных и государственных деятелей России, родился 24 мая 1777 года в старинной, обедневшей дворянской семье. Вначале Алексей Петрович воспитывался в домашних условиях, где первым его учителем был дворовый крестьянин, что наложило отпечаток на всю жизнь и в его отношении к солдату. Затем он воспитывался у богатых родственников и завершил свое образование в Благородном пансионе. По существовавшему в те времена порядку Алексей был зачислен в 1778 г. каптенармусом в лейб-гвардии Преображенский полк. Военная служба его началась в 1792 г., когда он был произведен в капитаны и зачислен в Нежинский драгунский полк старшим адьютантом генерал-поручика А. Н. Самойлова. Через два года 17-летний офицер участвует в штурме крепости Прага, предместья Варшавы. Там он был замечен А. В. Суворовым и по его представлению награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. В 21 год он уже подполковник, командир конно-артиллерийской роты. Карьера складывалась удачно. Но вскоре за связь с политическим кружком своего брата по матери Каховским он арестовывается и отправляется в ссылку в Костромскую губернию, где время не теряет и занимается самообразованием. Здесь он знакомится с будущим героем Отечественной войны М. И. Платовым, также находившимся в ссылке.

Свержение с престола Павла I и воцарение Александра I спасло многих опальных от немилости. А. П. Ермолов в 1801 г. возвращается из ссылки и зачисляется на военную службу. Начинается новый этап в его карьере. Он участвует в коалиционных войнах с Францией, где проявляет недюжинные военные способности. И в 1808 г. Аракчеев, наконец, сменил гнев на милость, и А. П. Ермолову присваивается звание генерал-майора. Накануне войны 1812 г. он – командир пехотной дивизии, а с ее началом, 1 июля, назначается начальником штаба 1-й армии, которой командовал М. Б. Барклай де Толли. После Смоленского сражения ему присваивается звание генерал-лейтенанта, а с назначением главнокомандующим М. И. Кутузова назначается начальником его штаба. После завершения войны на территории России А. П. Ермолов участвует в заграничных походах русской армии. После разгрома французов под Кульмом император Александр I спросил у Ермолова, какую бы он хотел получить награду, и тот ответил: «Произведите меня в немцы, государь!», – что очень задело царя, приверженца иностранцев. Войну Алексей Петрович закончил командиром корпуса.

В апреле 1816 г. 39-летний генерал-лейтенант А. П. Ермолов был назначен командиром отдельного Кавказского корпуса и управляющим гражданской частью на Кавказе и в Астраханской губернии.

Направляя на Кавказ А. П. Ермолова, император Александр I рассчитывал на то, что тот – наиболее подходящая кандидатура для решения задач по укреплению позиций России на Кавказе и подчинению непокоренных горских народов. Некоторые историки выделяют еще одну причину: отправить подальше от столицы популярного и известного в стране, энергичного государственного и военного деятеля.

Имя генерала Ермолова для Ставрополья поистине знаковое. Прославив себя в неисчислимых сражениях, он заслужил завидное доверие императора Александра I, который в 1816 году назначил его командующим Грузинским экспедиционным корпусом, а также управляющим гражданской частью на Кавказе. Не только воинская слава обессмертила в веках его образ: Ермолов был неутомимым тружеником, реформатором, созидателем и благоустроителем вверенной ему Кавказской области.

В начале октября 1816 года Алексей Петрович посетил Ставрополь, который в ту пору не отличался ничем особенным и представлял собою самое типичное «провинциальное захолустье». Однако генерал верно оценил грядущие выгоды от его удобного стратегического положения. Вернувшись сюда через два года, Ермолов написал: «Со вниманием рассматривал я окрестности города Ставрополя, ибо со временем намереваюсь я перенести туда губернский город». Этот новый статус, приобретенный Ставрополем в 1822 году, сделал его «Вратами Кавказа», политическим и культурным центром южных рубежей Российской империи.

Находясь на Кавказе, А. П. Ермолов много внимания уделял дипломатии с сопредельными с Кавказом Турцией и Ираном. Что касается Северного Кавказа и Закавказья, то по плану, предоставленному Ермоловым царю, предусматривалось покорение здешних народов и завершение административного устройства на данной территории.

Реализация этого плана привела почти к полувековой войне России на Кавказе (1817–1864 гг.): по завоеванию Чечни, горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа. Проводилось оно суровыми мерами.

Ермолов повел планомерное наступление на территории горских народов, устраивая крепости, новые поселения для казаков, прокладывая дороги, вырубая леса, натравливая народы друг на друга. Чтобы сломить сопротивление горцев, постоянно брались заложники из местного населения, непокорные селения сжигались, угонялся скот, покоренные народы облагались данью и приводились к присяге на верность императору. А. П. Ермолову хотелось как можно быстрее покорить и присоединить к России Кавказ, не стесняясь в средствах. 13 апреля 1820 г. он писал: «Я не отступлю от предпринятой мной системы стеснять злодеев всеми способами». В основе его деятельности покорения горских народов лежал принцип – пусть ненавидят, лишь бы боялись. Однако суровость мер, предпринимаемых наместником Кавказа, вела зачастую не к покорности горских народов, а, наоборот, поднимала их на борьбу с завоевателями и к затяжной войне. За период так называемой Кавказской горской войны русские войска потеряли ранеными и убитыми более 90 000 человек.

«Вместе с тем военно-административная деятельность Ермолова на Кавказе бесспорно имела и положительные стороны. Была прекращена межнациональная рознь, сопровождавшаяся разбойными набегами, покончено с работорговлей. Немало было сделано Ермоловым для развития сельского хозяйства, промышленности и культуры Закавказья. Ермолов поощрял развитие шелководства и виноградарства, строительство в городах, обеспечил безопасность дорог, реконструировал Военно-Грузинскую дорогу через Кавказский хребет и проложил ряд новых дорог, имевших большое стратегическое и хозяйственное значение. В Тифлисе были построены монетный двор, меднолитейный и пороховой заводы. В 1819 г. стала выходить первая грузинская газета. Ермолов много занимался устройством сети школ в Грузии…

В Тифлисе им был открыт офицерский клуб с богатой библиотекой.

На 100 тыс. руб., выданных ему на посольство в Иран в 1817 году, он построил для солдат госпиталь в Тифлисе. Были построены или благоустроены курорты в Ессентуках, Пятигорске, Железноводске и Кисловодске.

В 1819 г. Ермолов направил в восточное побережье Каспия экспедицию во главе с капитаном Н. Н. Муравьевым для исследования и выбора места торговли с туркменами, Хивой и Бухарой. По ходатайству Ермолова через Закавказье был введен транзит для европейских товаров, что существенно оживило торговлю края. Для развития земледелия в Прикубанье были поселены 500 немецких колонистов. В 1822 г. на Кубань была переселена из Полтавской и Черниговской губерний часть казаков. Ермолов учредил особый комитет, «дабы обеспечить участь поселенцев и предупредить их нужды». В 1824 г. Ермолов составил Правила об управлении калмыками в Астраханской губернии, чтобы оградить этот народ от произвола местного чиновничества. 28 ноября 1824 г. по представлению Ермолова Александр I утвердил указ о праве выкупа в Грузии крепостных крестьян на волю во время продажи их с публичного торга: крестьянам давалась возможность с помощью субсидий от казны вносить за себя на торгах требуемую сумму и тем самым приобрести свободу со всем имуществом. Он был в 1847 г. положен в основу аналогичного указа и для русских губерний».

Между тем события складывались в столице не в пользу Ермолова.

После смерти Александра I он привел войска к присяге Константину.

После восшествия на престол Николая I не торопился в течение 3–4 дней привести войска к присяге ему. В ходе следствия над декабристами выяснилось, что Ермолов был одним из кандидатов в правительство.

Николай I, воцарившись на престоле, использовал первые неудачи русских войск в войне с Персией в 1826 г. и прислал на Кавказ в качестве командующего войсками генерала И. Ф. Паскевича, а 27 марта 1827 г. А. П. Ермолов был уволен в отставку. После этого А. П. Ермолов жил в имении своего престарелого отца на Орловщине, где занимался хозяйством. Здесь его посещали Денис Давыдов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и другие. В 30-е годы Николай I смилостивился над Ермоловым и сделал его членом Государственного совета. Однако Ермолову, привыкшему в свое время к государственной деятельности, быстро надоели словопрения в совете, и он в 1839 г. ушел в отставку.

Война 1853–1856 гг. убедительно продемонстрировала, какой популярностью в стране пользовался А. П. Ермолов. Когда в 1855 г. начало формироваться ополчение, дворянство Московской, Петербургской, Орловской и других губерний избрало его начальником своих ополчений. Ермолов согласился быть начальником Московского ополчения, но вскоре отказался от этого, ссылаясь на преклонный возраст. Доживал он в Москве. Здесь в 1860 г. ему свой первый визит нанес сдавшийся русским Шамиль, который относился к А. П. Ермолову с большим уважением.

Умер А. П. Ермолов 11 апреля 1861 г. в Москве. Согласно завещанию он был похоронен в Орле рядом с отцом. Но жители города не выполнили второго желания Александра Петровича похоронить его «как можно проще». Они устроили грандиозную панихиду, какой город Орел не знал за все свое существование. Память о Ермолове почтили во многих городах России.

Источник: Н. Д. Судавцов // Ставропольский хронограф на 1996 год. – Ставрополь, 1996. – С. 85–89.