Среди выдающихся военных деятелей времен Кавказской войны едва ли был человек, пользующийся такой славой, авторитетом и уважением, как генерал-фельдмаршал князь Александр Иванович Барятинский (1815-1879). Службе на Кавказе он посвятил всю жизнь, начав ее юным корнетом, а закончив генерал-фельдмаршалом и Кавказским наместником. В петербургских салонах кто-то мог иронически назвать его «баловнем судьбы», но соратники по кавказской армии, вместе с А. И. Барятинским прошедшие все тяготы войны, единодушно отмечали его беззаветное мужество, воинский талант и организаторские способности.
А. И. Барятинский, родившийся в 1815 г., происходил из старинного княжеского рода, отец его был широко образованным человеком, знатоком сельского хозяйства. Вскоре после рождения ребенка неизвестный человек оставил на лестнице дома гороскоп, предсказания которого не совсем сбылись, но оправдалось главное пророчество о победах на Востоке. Получив домашнее воспитание, в шестнадцатилетнем возрасте А. И. Барятинский был зачислен в кавалергардский полк, а в августе 1831 г. поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в 1833 г. произведен в корнеты Гатчинского кирасирского полка. Во время службы в Петербурге молодой офицер Барятинский встречался с М. Ю. Лермонтовым, выпускником той же юнкерской школы.
В марте 1835 г. А. И. Барятинский был направлен на Кавказ, в Отдельный Кавказский корпус, на время предстоящих в 1835 г. военных действий. Первые шаги на военном поприще князь Барятинский сделал под руководством генерал-лейтенанта А. А. Вельяминова. 21 сентября в первом же крупном сражении за аул Бгана-Хабль корнет Барятинский проявил личную храбрость, подняв в атаку солдат, но был тяжело ранен и доставлен в Ставропольский военный госпиталь. Через несколько дней его перевез к себе в дом старший адъютант штаба Кусаков. Пуля, полученная в этом бою, так и осталась у него неизвлеченной до конца жизни.
В декабре 1835 г. А. И. Барятинский вернулся в Петербург, где был награжден за кавказский бой золотой саблей с надписью «За храбрость». Для восстановления здоровья он получил длительный отпуск и выехал за границу, где старался расширить и углубить свои познания.
В 1845 г. А. И. Барятинский вновь назначен в Кавказскую армию в распоряжение главнокомандующего генерала М. С. Воронцова. Он неоднократно отличался в сражениях, заслужив уважение не только товарищей, но и самого Воронцова, представившего Барятинского к награждению Георгиевским крестом четвертой степени. С 1847 г. полковник А. И. Барятинский командует егерским (пехотным) полком и принимает постоянное участие в военных действиях в Чечне.
Для защиты своих южных рубежей и отражения постоянной агрессии со стороны Турции и Ирана России необходимы были подходы к Черному и Каспийскому морям. Кавказская война, длившаяся несколько десятилетий, была тяжелым испытанием как для России, так и для горских народов Кавказа. Князь А. И. Барятинский прошел через ее самые трагические сражения, заслуженно сделал блестящую военную карьеру, получил чин генерал-адъютанта и должность начальника штаба Кавказской армии, был награжден орденом Святого Георгия третьей степени. Один из современников А. И. Барятинского писал о нем: «Он обнаружил действительный военный талант и главнейшие качества полководца: личное мужество, решимость, быстроту соображения и исполнения без особого страха перед ответственностью, умение увлекать за собой войска, находить хороших помощников и возбуждать в них энергию к делу…».
В этот период А. И. Барятинский совершил несколько поездок, где познакомился со многими выдающимися людьми. Известно, что в январе 1849 г., выезжая в отпуск, он останавливался в Ставрополе, позже, в 1852 г., проходил курс лечения в Кисловодске.
В годы своего «полномочного представительства» осуществил ряд мер по хозяйственно-экономическому развитию Северного Кавказа, в том числе и Ставропольской губернии. Барятинский снискал себе славу и глубокое уважение соотечественников. Жители Ставрополя гордились тем, что одна из самых красивых и самых зеленых центральных улиц получила его имя. Сегодня эта улица именуется Комсомольской.
С новым главнокомандующим Н. Н. Муравьевым А. И. Барятинский не нашел взаимопонимания и в 1854 г. вернулся в Петербург, где находился при императоре Александре Николаевиче в его поездке в Москву и в Крым. Он посвятил самодержца в свои планы по завершению изнурительной для России Кавказской войны и получил поддержку и понимание.
В конце 1856 г. А. И. Барятинский получил чин полного генерала и был назначен командующим Отдельным Кавказским корпусом и исправляющим должность наместника на Кавказе. Он получил огромные права и средства для выполнения своего плана окончания войны, что подтвердило высокую оценку его воинского таланта в России. За заслуги в завершении Кавказской войны А. И. Барятинский получил орден Андрея Первозванного и чин генерал-фельдмаршала.
Успешной стала и гражданская деятельность Кавказского наместника Барятинского. Его заботами была благоустроена Военно-Грузинская дорога, начата подготовка к строительству железной дороги, которая связала бы оба моря, развивалась сеть учебных заведений, совершенствовалось градостроительство, создавались судебные учреждения. По инициативе Барятинского в Пятигорске была основана первая курортная библиотека. Современники отмечали его добросердечие и заботу о подчиненных. О многом свидетельствует и факт переписки А. И. Барятинского с плененным им Шамилем, которая длилась 12 лет, вплоть до смерти имама.
Завершив главное дело своей жизни, А. И. Барятинский в декабре 1862 г. вышел в отставку, оставшись членом Государственного совета.
Умер он 25 февраля 1879 г. в Женеве. Тело фельдмаршала А. И. Барятинского было перевезено в Россию и погребено в родовом склепе в с. Деревеньки Курской губернии. На погребении присутствовал наследник трона Российской империи и ряд депутаций от регионов Кавказа.
Источник: Ставропольский хронограф на 1995 год. – Ставрополь, 1995. – С. 47–51.