Илья Дмитриевич Сургучев (1881-1956) — известный Ставропольский прозаик и драматург. В начале XX века стал той фигурой, благодаря которой закипела общественная и литературная жизнь родного города и края. Его дом на улице Ясеновской превратился в своего рода центр передовой мысли Ставрополя, где собиралась культурная элита не только губернии, но и всего Северного Кавказа. Стоял в одном ряду с такими корифеями русской литературы, как Иван Алексеевич Бунин и Александр Иванович Куприн. Автор повести «Губернатор», пьес «Торговый дом» и «Осенние скрипки».

Илья Дмитриевич Сургучев родился в городе Ставрополе в семье крестьянина. По настоянию своих родителей, и особенно матери, человека глубоко верующего, Илья поступил учиться в Ставропольскую духовную семинарию. Учился, постигая азы Закона Божьего, только на «хорошо» и «отлично». Потом – Санкт-Петербургский университет, где он становится студентом факультета восточных языков китайского отделения. «В университете Илья Дмитриевич занимался много и успешно. Ему легко давались иностранные языки. Кроме ряда восточных, он в совершенстве владел французским и немецким. Ему предлагали место на кафедре, но увлечение писательским трудом пересилило» (из воспоминаний внучки — Т.Н. Ильинской).

Литературная биография Ильи Дмитриевича началась еще в студенческие годы с публикаций очерков и рассказов («Трешница», «Неудавшаяся жизнь» (1898 г.)) в газете «Северный Кавказ», петербургском «Журнале для всех», «Вестнике Европы». В первых же своих произведениях он вплотную подошел к проблеме, впоследствии ставшей ключевой в его творчестве. Писатель противопоставляет жизнь и «не жизнь». Жизнь понимается Сургучевым как нечто абсолютное, как целостность, которую мы можем осознать лишь на фоне смерти. В сентябре 1898 года в пяти номерах газеты печатается повесть «Из дневника гимназиста», подписанная сначала инициалами, а затем псевдонимом «И. Северцев». Эту повесть Сургучев и считал первой своей публикацией.

Дом Сургучева на Ясеновской был литературным клубом г. Ставрополя. Здесь собирались журналисты, читали свои произведения К. Хетагуров, Л. Пивоваров, Е. Третьяков. Здесь родилась идея издания первого на Ставрополье литературно-художественного сборника «Наш альманах».

Реализм Сургучева окреп и достиг своего совершенства под непосредственным воздействием Горького. Можно сказать, что сближение с М. Горьким – лучшая пора в творческой биографии Сургучева. Именно он привлек молодого ставропольского писателя к сотрудничеству в сборниках «Знание», где в это время печатались А. Куприн, И. Бунин, В. Вересаев, М. Пришвин и др.

Одним из значительных произведений писателя является повесть «Губернатор». В ней И. Сургучев затронул комплекс вопросов, глубоко волновавших многих писателей-реалистов: добро и зло в сферах общественного бытия губернских городов России, застой провинциальной жизни, засасывающей и убивающей все живое, светлое; трагическое одиночество страдающей человеческой души; смерть, любовь, красота; отношения между простыми людьми и стоящими у власти; подъем демократических настроений народных масс, их протест против политического гнета, общественных государственных порядков, порождающих косность, бездушие, деспотизм.

Многие страницы «Губернатора» посвящены родному г. Ставрополю. Перед читателем проходит главная Николаевская улица (ныне проспект К. Маркса) с булыжной мостовой, магазинами, окружным судом; описаны Ташлянское предместье, кафедральная гора с собором и электрической станцией, губернаторский дом и многое другое.

Все в повести достоверно и точно. В ней легко угадываются некоторые известные в истории края лица: губернатор – ставропольский губернатор Никифораки, ротмистр Клейн – ротмистр Фридрихов, архиерей Герман – архиерей Агафадор. Это придает чтению особый интерес.

Широко известен драматургический талант Сургучева. В 1913 году в Александрийском театре с успехом прошла пьеса «Торговый дом». В 1914 году ее включили в репертуар Московского Малого театра. Годом позже в Московском художественном театре режиссером В. И. Немировичем-Данченко были поставлены его «Осенние скрипки». Сюжет этой пьесы был навеян подлинными событиями, происшедшими в доме ставропольского купца Мясникина, большого самодура и в то же время тонкого ценителя искусств и знатока театра. В роли Варвары с успехом выступила замечательная актриса, народная артистка СССР, О.Л. Книппер-Чехова. Спектакль «Осенние скрипки» с успехом вновь поставлен на сцене Ставропольского академического театра драмы в 1999 году.

О трагических событиях установления Советской власти в губернии Илья Сургучев написал в книге-памфлете «Большевики в Ставрополе», изданной в 1919 году. Писатель считал, что русский человек заболел «страшной психической болезнью, он начал сквернить свою землю, свои храмы, убивать своих родных». Художник не принял разрушительную силу революции, осудил проявления бессмысленного насилия и ужасы гражданской братоубийственной войны. В 1920 году он вынужден был уехать за границу. Жил в Константинополе, Праге, Париже.

В Париже много и плодотворно работал. Появляется немало ярких произведений: роман «Ротонда», повествующий о необыкновенном, запутанном и потрясающем любовном романе главного героя – дирижера странствующего театра лилипутов и непризнанного композитора; повесть «Детство императора Николая II» (император здесь предстает не главой государства, не политическим деятелем, а любящим и заботливым отцом (Александр Третий) и ребенком (Николай Второй), сборник пьес «Мой театр», этюды о Тургеневе, Флобере, «Эмигрантские рассказы». Его пьесы идут на театральных подмостках Стокгольма, Берлина, Осло…В эмиграции он не стал пессимистом, бодрость духа он сохранил до последней минуты.

Скончался И.Д. Сургучев в 1956 году в Париже, одинокий, всеми забытый. Последний его рассказ назывался «Китеж» и был последним приветом родному городу Ставрополю, который он так любил.

«В каждом художнике в какой-то мере есть пророк, и потому только будущее оценит его», – говорил Илья Сургучев. Лучшее из написанного им пережило время и ныне востребовано читающей публикой. Изучается и общественно-политический опыт писателя, его деятельность на благо России, родного края.

Источник